Критика является неотъемлемой частью жизни человека, однако не все умеют ее правильно воспринимать. Многие люди реагируют на нее отрицательно: злятся, обижаются, выходят из себя. Другие просто никак на нее не реагируют, что не всегда правильно. Важно научиться реагировать на критику без эмоций и делать из нее полезные выводы.
Конечно, далеко не всегда критика бывает конструктивной. Это излюбленный инструмент манипуляторов, желающих вызвать у человека негативные эмоции и самоутвердиться за его счет. Больше всего подвержены критике люди с низкой самооценкой и перфекционисты. Такие люди могут полностью потерять уверенность, опускают руки даже от простого замечания в свой адрес.
Чтобы меньше реагировать на критику, важно работать над своей самооценкой, уметь отличать конструктивную критику от необоснованной. Далее мы разберем советы, которые помогут не реагировать на критику.
Определите, кто вас критикует
Если вы столкнулись с критическими комментариями в свой адрес, то первым делом следует понять, имеет ли смысл прислушиваться к ним. Является ли критикующий вас человек экспертом в вашей сфере деятельности? Он говорит что-то конструктивное или просто «сливает» на вас негатив?
Читать: Почему хочется грейпфрут
Если вы видите, что вас хотят просто оскорбить или пытаются манипулировать, то старайтесь не воспринимать такую критику всерьез. Если критикующий вас человек разбирается в том, что говорит, то, возможно, будет иметь смысл прислушаться к его критике. Рекомендуется задать такому человеку ряд уточняющих вопросов, чтобы понять, правильно ли вы его поняли. За счет этого вы вступите в конструктивный диалог и можете получить полезные советы.
Отсеивайте деструктивную критику
Важно понимать, что значение имеет только конструктивная критика. Она должна быть обоснованной, конкретной и подтвержденной фактами. Такая обратная связь обычно исходит от человека, который хочет помочь вам стать лучше.
Деструктивная критика не является полезной и применяется, чтобы подчеркнуть ваши недостатки, снизить самооценку и обидеть. Она практически всегда является резко негативной, не имеет оснований и какой-либо конкретики.
Следует научиться различать эти 2 типа критики. Столкнувшись с деструктивной критикой, не нужно относиться к ней серьезно, обижаться, злиться или нервничать.
Не переубеждайте
Не нужно пытаться переубедить критикующего вас человека, особенно если его критика не является конструктивной. Говорите спокойным тоном, не пытайтесь оправдываться. Следует понимать, что всегда найдутся люди, которые с вами не согласны, а также те, кому вы просто не нравитесь или желающие вами манипулировать.
Даже самые талантливые и успешные люди сталкиваются с большим количеством критики, причем далеко не всегда конструктивной. Поэтому не нужно бояться критики и слишком остро реагировать на нее.
Не отвечайте на агрессивную критику
Критикующий вас человек может быть довольно резким в своих высказываниях, эмоциональным и агрессивным. Естественной защитной реакцией на такую критику является ответная агрессия, однако важно этого не допустить. Следует сохранять спокойствие, сухо излагать факты, не опускаться до оскорблений и личных нападок.
Если вы разговариваете с оппонентом уверенно и спокойно, то его агрессия может сойти на нет. Если вы чувствуете, что больше не можете говорить спокойно и аргументированно, то просто прекратите общение. Не стоит отвечать на ярко негативную деструктивную критику.
Не воспринимайте критику личностно
Если вы столкнулись с критикой вашей работы или вашего поведения, то это не всегда говорит о том, что человек «атакует» вас. Многие люди используют критику просто, чтобы выразить свое мнение и не хотят вас задеть. Нормальная критика не должна восприниматься как оценка вашей личности, а скорее, как полезная обратная связь, которая может помочь вам в развитии.
Читать: Полезен ли йогурт на завтрак
Столкнувшись с конструктивной и вежливой критикой, не нужно на нее обижаться. Реагируйте на нее рассудительно и спокойно, избегайте ярких эмоций.
Итак, чтобы адекватно воспринимать критику, следует научиться не принимать ее близко к сердцу, повышать свою самооценку и стрессоустойчивость. Важно уметь различать конструктивную и деструктивную критику, а также прислушиваться только к людям, которые разбираются в том, о чем говорят. Не отвечайте агрессией на резкую необоснованную критику, можете вообще на нее не отвечать. Не переубеждайте оппонента, не оправдывайтесь и не допускайте оскорблений.